Аннотация к рабочей программе по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования личных и социально значимых качеств учащегося, направленных на повышение уровня защищённости жизненно важных интересов гражданина, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора на общественную безопасность.
В курсе ОБЖ для 10 класса завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности.
2. Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312"Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
5.Учебного плана школы.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе призвано обеспечить достижение таких целей, как:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
- подготовка обучающихся к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Общими задачамивыступают:
- формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработка умений и навыков в предвидении различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера по наиболее характерным признакам их возникновения, а также навыков безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- создание условий для формирования убеждения в необходимости осознанного соблюдения правил безопасного поведения в повседневной жизни в условиях чрезвычайной ситуации;
- формирование привычки вести здоровый образ жизни и выработка навыков оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях;
- воспитание убежденности в необходимости целенаправленной подготовки к выполнению конституционного долга гражданина Российской Федерации по защите Отечества.
Специфика курсасодержания ОБЖ заключается в следующем:
- в интегрированности курса (его проблематика охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- в направленности образовательного процесса на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- в необходимости перегруппировки содержания курса при планировании в регионах с учетом их особенностей в области безопасности жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.